Урок 5.

В этом уроке:

  • Partitiivi
  • Числительные
  • Kuukaudet

Падеж partitiivi

            Показателем partitiivi будет являться окончание –a, —ta/tä, —tta/ttä. В слове при этом, в отличие от рассмотренного нами ранее genetiivi, будет сильная ступень.

  1. Если слово оканчивается на одну гласную, то в partitiivi добавляется окончание –a:

talo à taloa

päivä à päivää

  1. Если слово оканчивается на согласную, двойную гласную или дифтонг, то добавляется окончание –ta/tä:

mies à mies (основа miehe-)

radio à radiota

puu (дерево) à puuta

tie (дорога) à tie

  1. Если в начальной форме слово оканчивается на –e, то добавляется окончание –tta/ttä:

kappale (урок, глава) à kappaletta

pääte (конец) à päätettä

  1. Если слово заканчивается на –nen, то в partitiivi будет –s+ta/tä:

nainen à naista

ihminen (человек) à ihmistä

  1. В исконно финских двусложных словах, заканчивающихся на –i, partitiivi образуется двумя способами:

i)                    nimi à nimeä

ii)                   kieli à kiel, pieni à pien, uni (сон) à unta

Исключения: lapsi (ребенок) à lasta, veitsi (нож) à veistä

      Вышеизложенные правила относятся к образованию partitiivi единственного числа. Образование partitiivi множественного числа мы рассмотрим позже.

Partitiivi употребляется после числительных. При этом, используется partitiivi yksikko.

Числительные.

0 – nolla

½ — puoli

1 – yksi

2 – kaksi

3 – kolme

4 – neljä

5 – viisi

6 – kuusi

7 – seitsemän

8 – kahdeksan

9 – yhdeksän

10 – kymmenen

            Числительные от 11 до 19 образуются путем прибавления –toista:

11 – yksitoista

12 – kaksitoista

13 – kolmetoista

14 – neljätoista

jne.*

Начиная с 20, числительные образуются следующим образом:

20 – kaksikymmentä*

21 – kaksikymmentäyksi

22 – kaksikymmentäkaksi

30 – kolmekymmentä

40 – neljäkymmentä

jne.

100 – sata

101 – satayksi

121 – satakaksikymmentäyksi

Начиная с 200, sata становится в форму partitiivi:

202 – kaksisataakaksi

500 – viisisataa

1000 – tuhat

1001 – tuhatyksi

            Начиная с 2000, tuhat становится в форму partitiivi:

2000 – kaksituhatta

1 000 000 – miljoona

2 000 000 – kaksimiljoonaa (part.)

1 000 000 000 – miljardi

2 000 000 000 – kaksimiljardia

*jne. – это сокращение от ja niin edelleen, что означает и так далее.

**kymmentä – это partitiivi от kymmenen

            Обратите внимание, что сложные числительные пишутся одним словом.

Потренируемся в употреблении числительных и partitiivi.

—         Kuinka monta päivää on vuodessa?

—         Vuodessa on kolmesataakuusikymmentäkuusi päivää.

—         Mitä? Kolmesataakuusikymmentäkuusi päivää? Sinä olet väärässä! Vuodessa on vain kolmesataakuusikymmentäviisi päivää.

—         Sinä olet oikeassa. Tavallisessa vuodessa on kolmesataakuusikymmentäviisi päivää, mutta tässä vuodessa on kolmesataakuusikymmentäkuusi päivää.

—         Miksi niin?

—         Koska tämä vuosi on karkausvuosi. Ja karkausvuodessa on kolmesataakuusikymmentäkuusi päivää.

—         Mikä on karkausvuosi?

—         Se on semmoinen vuosi, jossa on helmikuussa yksi ylimääräinen päivä.

—         Montako päivää on helmikuussa?

—         Tavallisesti helmikuussa on kaksikymmentäkahdeksan päivää, mutta karkausvuoden helmikuussa on kaksikymmentäyhdeksän päivää.

—         Montako päivää on joulukuusa?

—         Joulukuussa on kolmekymmentäyksi päivää.

—         Missä kuukaudessa on kolmekymmentä päivää?

—         Esimerkiksi kesäkuussa ja syyskuussa.

—         Montako viikkoa vuodessa?

—         Viisikymmentäkaksi.

—         Ja montako päivää on viikossa?

—         Vain seitsemän.

Разберем некоторые грамматические конструкции и вышеприведенного текста.

Kuinka monta? = Montako? – Сколько? Буквально – как много? montapartitiivi от moni (mone-)

vuosi à vuodessa

mi – partitiivi от mikä?

vain только, всего лишь

olla väärässä/oikeassa – быть неправым/правым

miksi? – почему? Miksi niin? – Почему так? Как так? koska… – потому что…

karkausvuosi високосный год

semmoinen – такой

jossa – inessiivi от jokaкоторый

ylimääräinen – дополнительный

tavallisesti – обычно; —sti – суффикс, при помощи которого образуются наречия: huono (плохой) à huonosti, nopea à nopeasti; Но бывают и исключения: hyvä à hyvin

esimerkiksi – например

Упражнение1: Образуйте partitiivi единственного числа от следующих слов:

  1. auto
  2. bussi
  3. katu
  4. pankki
  5. kauppa (магазин)
  6. ravintola
  7. teatteri
  8. museo
  9. koulu (школа)
  10. hotelli
  11. poika
  12. tyttö
  13. mies
  14. nainen
  15. kissa
  16. koira (собака)
  17. ihminen
  18. lapsi

Прилагательные, стоящие перед существительным в partitiivi, также ставятся в partitiivi:

yksi tuo talo – kaksi tuota taloa

yksi kaunis päivä – kaksi kaunista päivää

yksi pieni huone – kaksi pien huonetta

Упражнение2: Поставьте в partitiivi:

Malli: Yksi tunti (час)  – Kaksi tuntia.

  1. Yksi kiva kaupunki – Kaksi ……………………………..
  2. Yksi pieni maa – Kaksi ……………………………………
  3. Yksi valkoinen (белый) kissa – Kaksi ……………………………
  4. Yksi kaunis ruusu (роза) – Kaksi ……………………………….
  5. Yksi vanha rouva – Kaksi ………………………………..
  6. Yksi iso puu – Kaksi ……………………………………….
  7. Yksi pitkä tie – Kaksi ……………………………………..
  8. Yksi uusi kappale – Kaksi ……………………………….
  9. Yksi hyvä televisio – Kaksi ……………………………..
  10. Yksi sininen (синий) auto – Kaksi ………………………………..

В тексте, приведенном выше, Вы встретили некоторые финские месяцы. Для того, чтобы лучше запомнить их названия, предлагаем Вашему вниманию следующее стихотворение и его русский перевод:

Kuukaudet

Vuoden alku tammikuussa,

Vielä talvi helmikuussa,

Maaliskuussa lumi sulaa,

Huhtikuussa kurjet palaa.

Käki kukkuu toukokuussa,

Juhannus on kesäkuussa,

Heinäkuussa heinää tehdään,

Elokuussa eloon mennään.

Syyskuu on koulukuusi,

Lokakuussa talvi uusi,

Järvet jäätyy marraskuussa,

Vuoden loppu joulukuussa.

Месяцы

Начало года в январе,

Еще зима в феврале,

В марте снег тает,

В апреле журавли возвращаются.

Кукушка кукует в мае,

Иванов день в июне,

В июле сено делают,

В августе за урожаем идут.

Сентябрь – школьный месяц,

В октябре новая зима,

Озера замерзают в ноябре,

Конец года в декабре.

Напоследок, упражнение на закрепление правил, по которым образовываются основы слов в финском языке.

Упражнение3: образуйте нужную форму по образцу:

Malli: iso lasi à isot lasit

  1. punainen (красная) kuppi (чашка)
  2. halpa (дешевая) kirja
  3. uusi avain
  4. postikortti (открытка)
  5. hyvä kopikone (ксерокс)
  6. ikävä (скучный) päivä
  7. rikas ihminen
  8. mukava mies

Malli: kalliit liput à kallis lippu (билет)

  1. keltaiset (желтые) lusikat (ложки)
  2. mustat kissat
  3. kotieläimet (домашние животные)
  4. kopiokortit
  5. osoiteet (адреса)
  6. ihanat (прекрасные) illat
  7. kuukaudet
  8. viikot
  9. köyhät (бедные) ihmiset
  10. vaaleat (светловолосые) naiset
  11. terveet (здоровые) lapset

Malli: pieni kahvila à pienessä kahvilassa

            suuri tori (площадь) à suurella torilla

  1. vihreä (зеленый) metsä
  2. valkoinen talo
  3. likainen (грязный) lattia (пол)
  4. kaunis kaupunki
  5. uusi asuntola (общежитие)
  6. kiva huone
  7. sininen tuoli
  8. iso puisto (парк)
  9. tämä sauna

Malli: pienessä kahvilassa à pieni kahvila

            suurella torilla à suuri tori

  1. kuumassa (жаркий) maassa
  2. punaisella matolla
  3. suuressa yliopistossa
  4. päärakennuksessa
  5. tuolla seinällä (стена)
  6. vanhassa kirjastossa
  7. uudella pöydällä
  8. harmaassa (серая) hatussa (шляпа)
  9. pitkällä kadulla
  10. pienessä kirjakaupassa

Ответы на упражнения Вы найдете в следующем выпуске рассылки.

В данном выпуске были использованы материалы из следующих источников:

Suomea suomeksi I, Olli Nuutinen

Финский язык, практический курс, В.В.Чернявская

Harjoitellaan! Eila Hämäläinen, Salli-Marja Bessonoff

 

Ответы на упражнения прошлого выпуска.Упражнение 1:

Laulaa: laulan, laulat, laulaa, laulamme, laulatte, laulavat

Itkeä: itken, itket, itkee, itkemme, itkette, itkevät

Kasvaa: kasvan, kasvat, kasvaa, kasvamme, kasvatte, kasvavat

Olla*: olen, olet, on, olemme, olette, olevat

Tanssia: tanssin, tanssit, tanssii, tanssimme, tanssitte, tanssivat

Paistaa: paistan, paistat, paistaa, paistamme, paistatte, paistavat

Maksaa: maksan, maksat, maksaa, maksamme, maksatte, maksavat

* Данный глагол, как мы ранее уже отмечали, является неправильным, поэтому его спряжение надо запомнить.

Упражнение 2:

  1. Pekan
  2. minun veljeni
  3. Kirkon
  4. opettajan
  5. talon
  6. Pöydän
  7. yliopiston kirjaston
  8. Sinun
  9. Minun
  10. vanhan talon

Урок 4 < Урок 5 > Урок 6

Share

17 comments on “Урок 5.

  • kurjet palaa — это правда переводится «журавли возвращаются»?

    просто в своих словарях слова kurje я вообще не нашёл, а palaa везде однозначно переводится «гореть»

    Reply
  • Кстати, да. Kurki — журавль. Во множественном числе, соответственно, идет чередование — kurjet. Palata — возвращаться. Здесь по правилам грамматики, видимо, было бы правильнее сказать kurjet palaavat. А гореть будет palaa — это начальная форма глагола.

    Reply
  • ½ — puoli
    так же слова с которыми всегда употребляется партитив ед. числа: lasi — lasi vettä, mehua; pari — pari tyttöä, kertaa

    Reply
  • Числительные от 11 до 19 образуются путем прибавления –toista:
    Здесь хорошо бы упомянуть, что слово -toista всегда остаётся неизменным, несклоняемым.

    Reply
  • Vuoden alku tammikuussa,
    В январе начало года

    Vielä talvi helmikuussa,
    В феврале ещё зима

    Maaliskuussa lumi sulaa,
    Снег растает/тает в марте

    Huhtikuussa kurjet palaa.
    В феврале вернутся журавли. (почему palaa, если правильно palaavat?)

    Käki kukkuu toukokuussa,
    В мае кукушка кукует/закукует

    Juhannus on kesäkuussa,
    В июне Иванов день

    Heinäkuussa heinää tehdään,
    В июле сено делают,

    Elokuussa eloon mennään.
    В августе за зерном/хлебом идут.

    Syyskuu on koulukuusi,
    Сентябрь – школьный месяц,

    Lokakuussa talvi uusi,
    В октябре новая зима,

    Järvet jäätyy marraskuussa,
    В ноябре замерзают озёра

    Vuoden loppu joulukuussa.
    В декабре конец года.

    Reply
  • дифтонг — это сочетание двух гласных, напр. ei, ai, oi, ie, ui, iu, и тд, которые произносятся не по отдельности каждая, а вместе

    Reply
  • И еще вопрос по поводу образования партитива в исконно финских двусложных словах оканчивающихся на «i»: Вы пишите, что партитив образуется двумя способами. Но когда используется первый способ, а когда второй?

    Reply
  • Разобрался.
    В общем как понял какого-то общего вопроса к партитиву нет.
    Употребляется он в следующих случаях:
    -После числительных больше 1
    -После слов monta, paljon, nolla, vähän, pari, puoli
    -В приветствиях и поздравлениях
    -Вещественные слова и абстрактные понятия
    — после ряда глаголов, например puhua. Так же сюда можно отнести глаголы чувств.
    С окончанием «-i» все очень интересно.
    Значит, если слово заимствованное, то просто прибавляется окончание «-a/ä»
    Если слово исконно финское, то окончание «-i» меняется на «-e» и также прибавляем к слову «-a/ä».
    И последнее, если в слове перед «-i» стоят согласные n, l, r, s, h то «-i» исчезает и к тому что осталось добавляем «-ta/tä»

    Reply
  • Скажите, пожалуйста, после каких именно глаголов употребляется партитив? Почему мы используем его в словосочетании opetella suomea (учит финский)? Насколько мне известно, предмет действия (в этом словосочетании финский язык) используестя в генитиве (Tanja antaa minulle kirjan — Таня даёт мне книгу: kirja — книга — в данном случае в падеже генитив). Разве нет?

    Reply
  • Надо бы почаще писать перевод рядом с примерами финских фраз.
    «Kuinka monta päivää on vuodessa» = «Сколько дней в году». Но чтобы понять это, пришлось по словарям лазить. Разве это было в предыдущих уроках?

    Reply
  • Добрый день! Очень хороший сайт, спасибо! А сейчас тут еще кто-нибудь обитает? А то возникли вопросы по стихотворению.

    palaa
    jäätyy
    Это глаголы 3 лица, мн.ч.? Почему palaa, а не palavat? И почему удвоение -уу (тоже как у 3 л., ед.ч.)?

    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>