В этом уроке:
- Objekti
- Akkusatiivi
- Управление глаголов
Objekti
Объект – это то, на что направлено действие. В русском языке объектом является дополнение. В следующих примерах объектом будет являться слово kukka:
Liisa ostaa kukan.
Liisa ostaa kukat.
В первом случае объект в единственном числе, во втором – во множественном. Объект употребляется либо в akkusatiivi, либо в partitiivi.
Akkusatiivi
Akkusatiivi единственного числа совпадает с Genetiivi, а множественного числа – с Nominatiivi. Akkusatiivi используется в случае завершенности действия.
Liisa ostaa kukan. – Лииса купит цветок. (завершенное действие)
Liisa ostaa kukat. – Лииса купит цветы. (имеется в виду, что она купит все цветы, например, все цветы в каком-то магазине)
Juon lasin viiniä (целый стакан, полностью) – обратите внимание, что вещественное существительное остается в partitiivi!
Но: Liisa ostaa kukkaa. – Лииса будет покупать цветок. (завершение действия не обозначено)
Упражнение2: поставьте объект в нужную форму, согласно образцу.
Pekka Tunnetko Pekan? Etkö tunne Pekkaa?
Matti / Seppo / Markus / herra Virtanen / rouva Lahti / professori Päivi Setälä / tuo nainen / tämä mies / tuo lapsi / tämä kaupunki / tuo laulu / minä
Объект ставится в partitiivi, когда речь идет о неисчисляемых существительных, например, веществах или материалах, а также, когда процесс незавершен:
Liisa ostaa maitoa (лишь определенное количество молока, не все молоко мира)
Liisa lukee kirjaa (читает, но еще не прочла; в процессе)
Partitiivi также всегда употребляется в отрицательных предложениях:
Liisa ei osta kukkaa.
Если перед существительным идет числительное, то оно также ставится в nominatiivi, за исключением yksi:
Liisa syö yhden omenan.
Но: Liisa syö kaksi omenaa.
Упражнение1: поставьте слова, указанные в скобках, в нужную форму.
Tunnen (tämä kaupunki) ________________ oikein hyvin.
Näetkö (tuo korkea rakennus) _______________?
Muistatko sen (nimi) _______________?
Jos katsot tuonnepäin, näet (meri)________________.
Muistatko vielä (se saari) ________________, jolla kerran kävimme?
Varmasti muistat (Heikki) ________________, joka vei meidät sinne moottoriveneellä.
Minä tunsin (hän) _______________ jo silloin, kun hän oli vielä koulussa. Mutta unohdin Heikin veljen (nimi) ______________.
Muistatko sinä (se) ______________?
tuntea (tunne-) – знать
nähdä (näe-) – видеть
korkea – высокий
tuonnepäin – вон туда
saari (saare-) – остров
kerta – раз
moottorivene – моторная лодка
unohtaa – забывать
В ряде случаев, когда глагол имеет сильное управление, objekti всегда будет употребляться в partitiivi. Следующие глаголы имеют сильное управление:
odottaa mitä/ketä?
rakastaa mitä/ketä?
vihata (ненавидеть) mitä/ketä?
С глаголами opiskella и puhua объект часто употребляется в partitiivi:
Maija odottaa bussia. Bussi on myöhässä. Kotona Pekka odottaa Maijaa.
— Mitä Maija odottaa?
— Bussia.
— Ketä Pekka odottaa?
— Maijaa.
— Ketä Pekka rakastaa?
— Maijaa.
—
Форма Akkusatiivi для личных местоимений будет выглядеть следующим образом:
minut | meidät |
sinut | teidät |
hänet | heidät |
minkä? | |
kenet? |
— Kuka rakastaa sinua?
— Ei kukaan.
— Ketä sinä rakastat?
— En ketään.
— Mitä sinä rakastat?
— En mitään. En mitään muuta kuin rahaa.
Упражнение3: поставьте слова, указанные в скобках, в нужную форму.
Liisa istuu kotona ja kirjoittaa (kirje) ________________.
Hän kirjöittaa joka päivä (kirje) _________________.
Hän rakastaa (rovaniemeläinen opettaja) _______________.
Hän odottaa (kirje) _______________ joka päivä.
Hän saa (kaunis kirje) _______________ melkein joka päivä.
Hän tuntee (tämä rovaniemeläinen opettaja) ______________ hyvin.
Kun Liisa saa (kirje) _______________, hän lukee (se) ________________ monta kertaa.
Ответы на упражнения данного выпуска Вы также найдете в следующем выпуске рассылки.
В сегодняшнем выпуске были использованы материалы из следующих источников:
Suomea suomeksi I, Olli Nuutinen
Harjoitellaan! Eila Hämäläinen, Salli-Marja Bessonoff
«Mitä sinä rakastat?
— En mitään. En mitään mutta kuin rahaa.» должно ли здесь быть ei mitään MUUTA kuin rahaa