Урок 12.

В этом уроке:

  • Objekti
  • Akkusatiivi
  • Управление глаголов

Objekti
Объект – это то, на что направлено действие. В русском языке объектом является дополнение. В следующих примерах объектом будет являться слово kukka:
Liisa ostaa kukan.
Liisa ostaa kukat.
В первом случае объект в единственном числе, во втором – во множественном. Объект употребляется либо в akkusatiivi, либо в partitiivi.

Akkusatiivi
Akkusatiivi единственного числа совпадает с Genetiivi, а множественного числа – с Nominatiivi. Akkusatiivi используется в случае завершенности действия.
Liisa ostaa kukan. – Лииса купит цветок. (завершенное действие)
Liisa ostaa kukat. – Лииса купит цветы. (имеется в виду, что она купит все цветы, например, все цветы в каком-то магазине)
Juon lasin viiniä (целый стакан, полностью) – обратите внимание, что вещественное существительное остается в partitiivi!

Но: Liisa ostaa kukkaa. – Лииса будет покупать цветок. (завершение действия не обозначено)

Упражнение2: поставьте объект в нужную форму, согласно образцу.
Pekka Tunnetko Pekan? Etkö tunne Pekkaa?
Matti / Seppo / Markus / herra Virtanen / rouva Lahti / professori Päivi Setälä / tuo nainen / tämä mies / tuo lapsi / tämä kaupunki / tuo laulu / minä

Объект ставится в partitiivi, когда речь идет о неисчисляемых существительных, например, веществах или материалах, а также, когда процесс незавершен:
Liisa ostaa maitoa (лишь определенное количество молока, не все молоко мира)
Liisa lukee kirjaa (читает, но еще не прочла; в процессе)
Partitiivi также всегда употребляется в отрицательных предложениях:
Liisa ei osta kukkaa.
Если перед существительным идет числительное, то оно также ставится в nominatiivi, за исключением yksi:
Liisa syö yhden omenan.
Но: Liisa syö kaksi omenaa.

Упражнение1: поставьте слова, указанные в скобках, в нужную форму.
Tunnen (tämä kaupunki) ________________ oikein hyvin.
Näetkö (tuo korkea rakennus) _______________?
Muistatko sen (nimi) _______________?
Jos katsot tuonnepäin, näet (meri)________________.
Muistatko vielä (se saari) ________________, jolla kerran kävimme?
Varmasti muistat (Heikki) ________________, joka vei meidät sinne moottoriveneellä.
Minä tunsin (hän) _______________ jo silloin, kun hän oli vielä koulussa. Mutta unohdin Heikin veljen (nimi) ______________.
Muistatko sinä (se) ______________?
tuntea (tunne-) – знать
nähdä (näe-) – видеть
korkea – высокий
tuonnepäin – вон туда
saari (saare-) – остров
kerta – раз
moottorivene – моторная лодка
unohtaa – забывать

В ряде случаев, когда глагол имеет сильное управление, objekti всегда будет употребляться в partitiivi. Следующие глаголы имеют сильное управление:
odottaa mitä/ketä?
rakastaa mitä/ketä?
vihata (ненавидеть) mitä/ketä?

С глаголами opiskella и puhua объект часто употребляется в partitiivi:

Maija odottaa bussia. Bussi on myöhässä. Kotona Pekka odottaa Maijaa.
Mi Maija odottaa?
Bussia.
Ke Pekka odottaa?
Maijaa.
Ketä Pekka rakastaa?
Maijaa.

Форма Akkusatiivi для личных местоимений будет выглядеть следующим образом:

minut meidät
sinut teidät
hänet heidät
minkä?
kenet?

Kuka rakastaa sinua?
Ei kukaan.
Ke sinä rakastat?
En ketään.
Mi sinä rakastat?
En mitään. En mitään muuta kuin rahaa.

Упражнение3: поставьте слова, указанные в скобках, в нужную форму.
Liisa istuu kotona ja kirjoittaa (kirje) ________________.
Hän kirjöittaa joka päivä (kirje) _________________.
Hän rakastaa (rovaniemeläinen opettaja) _______________.
Hän odottaa (kirje) _______________ joka päivä.
Hän saa (kaunis kirje) _______________ melkein joka päivä.
Hän tuntee (tämä rovaniemeläinen opettaja) ______________ hyvin.
Kun Liisa saa (kirje) _______________, hän lukee (se) ________________ monta kertaa.

Ответы на упражнения данного выпуска Вы также найдете в следующем выпуске рассылки.
В сегодняшнем выпуске были использованы материалы из следующих источников:
Suomea suomeksi I, Olli Nuutinen
Harjoitellaan! Eila Hämäläinen, Salli-Marja Bessonoff

Share

One comment on “Урок 12.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>