Сегодня мы разберем довольно сложную, но очень важную тему множественного числа в различных падежах. Кроме множественных partitiivi и genetiivi, которые требуют отдельного рассмотрения.
Как мы уже знаем, показателем простого множественного числа, т.е. nominatiivi monikko, является окончание —t, прибавляемое к слабой основе.
В остальных падежах дело обстоит совсем не так: показателем множественного числа там служит буква i!
Падежные окончания, как в единственном, так и во множественном числе одни и те же, кроме иллатива, партитива и генетива. Начнем с простого, с неизменных окончаний.
i ставится между основой слова и падежным окончанием. Если в каком-либо из падежей в единственном числе мы используем слабую основу, то и во множественном будет она же. Соответственно, если сильную (в эссиве, иллативе, партитиве), то и во множественном будет сильная.
Предлагаем вам три таблицы, в которых доступно описано, что происходит с основами слов, если к ним прибавлять i.
Таблица 1
окончание основы + i | Примеры | Пояснения |
o + i = oi ö + i = öi u + i = ui y + i = yi |
talo – taloilla tyttö – tytöille laukku – laukuissa hylly – hyllyillä |
i образует дифтонг краткой гласной.
|
ä + i = i e + i = i |
metsä – metsissä jarvi –> jarvet –> jarvissä |
ä и e выпадают.
Интересно, что слово, заканчивающееся на —i часто имеет основу на —e, но при образовании множественного числа эта i к нему снова возвращается. |
i + i = ei |
tuoli –> tuolit –> tuoleilla | А там, где e и в помине не было, оно вдруг появляется. |
aa + i = ai uu + i = ui Но! ii + i = ii/ei |
vapaa – vapaissa muu – muilla kallis –> kalliit –> kalliilla/kalleilla |
Одна из долгих гласных сокращается.
В случае с двойной i возможны оба варианта. |
uo + i = oi yö + i = öi ie + i = ei |
suo – soissa yö – öillä tie – teillä |
Первая буква дифтонга выпадает. |
ai + i = ai oi + i = oi |
hai (акула) – haille voi – voissa |
Дифтонг на –i остается неизменным. |
Таблица 2. Если основа слова заканчивается на –а в двусложных словах.
a + i = i |
sorsa (утка) – sorsille kuva — kuvilla |
а выпадает перед i, если в первом слоге u, o |
a + i = oi |
aita (забор) – aidoilla vesa (побег растения) – vesoilla piha (двор) – pihoilla |
a переходит в о, если в первом слоге а, e, i |
Таблица 3. Если основа заканчивается на –а в многосложных словах. a/ä меняются на o/ö
или выпадают в зависимости от того, на что заканчивается слово.
a/ä –> o/ö |
a/ä выпадает |
-i(j)a/ -i(j)ä tutkija (исследователь) – tutkijoilla näyttelijä (актер) – näyttelijöille asia – asioissa |
-aja/-äjä kääntäjä* (переводчик) – kääntäjillä kuljettaja (водитель) — kuljettajille |
-na/-nä ikkuna – ikkunoista päärynä (груша) – päärynöille |
-ma/-mä asema (вокзал) – asemilta näkymä (вид) — näkymillä |
-la/-lä ravintola – ravintoloista kynttilä (свеча) – kynttilöiltä |
-va/-vä mukava – mukavilla ystävä – ystäville |
-ra/-rä tavara (товар) – tavaroilla ympyrä (круг) – ympyröistä |
-ea/-eä oikea – oikeista tärkeä (важный) – tärkeillä |
-kka/-kkä mansikka (клубника) – mansikoissa kännykkä (мобильник) — kännyköistä |
|
* В финском, как и во многих других языках, переводчик письменный и устный обозначаются разными словами. Так, kääntäjä – письменный переводчик, tulkki – устный
Обратите внимание на прилагательные:
ihana –> ihanilla
kamala (ужасный) –> kamalissa
ahkera (усердный) –> ahkerille
hämärä (темный) –> hämärillä
valoisa (от valo – свет, соответственно, светлый) –> valoisista
И на местоимения:
tämä –> nämä –> näissä
tuo –> nuo –> noilla
Теперь перейдем к падежам, окончания которых меняются во множественном числе. Сегодня посмотрим на иллатив, а генетив и партитив разберем в следующем уроке, потому как там не все просто со значениями.Значение же иллатива мы знаем, а вспомнив, как он образуется в единственном числе, легко образуем форму множественного, при этом не забываем о том, что в иллативе всегда сильная ступень.
Окончания прибавляются к основе множественного числа!!! См. таблицы выше.
Соответственно, если основы множественного числа заканчиваются на i, то это i удлиняется.
lehmä (корова) –> lehmi + in
tehtävä (задание) –> tehtävi + in
Окончание –hVn становится –hin.
kirja –> kirjoi + hin
tomaatti –> tomaattei + hin
Окончание –seen превращается в –siin.
rakas –> rakkaa –> rakkai + siin
lentokone –> lentokonee –> lentokonei + siin
Потренируемся в образовании множественного числа в разных падежах, заодно вспомним некоторые глаголы управления и познакомимся с новой лексикой.
Упражнение 1
Дополните предложение Haluan käydä… следующими словами во множественном числе:
Malli: (teatteri) Haluan käydä teatereissa.
1. (museo) ____________________________________________________________________.
2.(vanha kirkko)________________________________________________________________.
3. (kirjasto)____________________________________________________________________.
4. (uimaranta)__________________________________________________________________.
5. (puisto)_____________________________________________________________________.
6. (baari)______________________________________________________________________.
7. (kahvila)____________________________________________________________________.
8. (kaukainen saari)_____________________________________________________________.
9. (tuo linna)___________________________________________________________________.
10. (tämä vuori)________________________________________________________________.
uimaranta – пляж
puisto – парк
kaukainen — далекий
linna – крепость
vuori – гора
Упражнение 2
Дополните предложение Me matkustamme… аналогично предыдущему упражнению.
Malli: Me matkustamme busseilla.
1. (tämä nopea juna)_____________________________________________________________.
2. (tuo uusi metro)______________________________________________________________.
3. (oma auto)__________________________________________________________________.
4. (kallis taksi) _________________________________________________________________.
5. (hävittäjä)_________________________________________________________________.
6. (raitiovaunu)_________________________________________________________________.
7. (polkupyörä)_________________________________________________________________.
8. (purjevene)__________________________________________________________________.
9. (helikopteri)_________________________________________________________________.
10. (suuri laiva)________________________________________________________________.
nopea – быстрый, скорый
hävittäjä – истребитель, эсминец
raitiovaunu – трамвай
polkupyörä – велосипед (polku – тропинка, pyörä – колесо)
purjevene – парусник
helikopteri – вертолет
laiva – паром
Упражнение 3
Дополните предложение Minä pidän…
Malli: Minä pidän lapsista.
1. (suloinen vauva)______________________________________________________________.
2. (vanha ihminen)______________________________________________________________.
3. (liukas tie)__________________________________________________________________.
4. (lämmin käsi)________________________________________________________________.
5. (kirkas väri)_________________________________________________________________.
6. (kaunis ruusu)_______________________________________________________________.
7. (suuri tumma virta)___________________________________________________________.
8. (leppäkerttu)________________________________________________________________.
9. (kilpikonna)_________________________________________________________________.
10. (puhdas vaate)______________________________________________________________.
suloinen – прелестный
vauva – младенец
liukas – скользкий
kirkas – яркий
väri – цвет
virta – река
leppäkerttu – божья коровка
kilpikonna – черепаха
puhdas – чистый
Упражнение 4
Дополните предложение He osallistuvat…
Malli: He osallistuvat retkiin.
1. (kurssi)____________________________________________________________________.
2. (kokous)___________________________________________________________________.
3. (juhla)_____________________________________________________________________.
4. (seminaari)_________________________________________________________________.
5. (keskustelu)_________________________________________________________________.
kokous – собрание
juhla – праздник
keskustelu – разговор
Упражнение 5
Дополните предложение Te tutustuitte…
Malli: Te tutustuitte moniin ihmisiin.
1. (moni paikka)________________________________________________________________.
2. (nähtävyys)__________________________________________________________________.
3. (majakka)___________________________________________________________________.
4. (uusi kirjailija)_______________________________________________________________.
5. (mukava rouva)______________________________________________________________.
6. (iloinen nuori)_______________________________________________________________.
7. (virkeä mummo)_____________________________________________________________.
8. (komea mies)________________________________________________________________.
9. (iäkäs vanhus)_______________________________________________________________.
10. (hauska herra)______________________________________________________________.
nähtävyys – достопримечательность
rouva – госпожа
virkeä – бодрствующий
mummo — бабушка
komea – красивый (о мужчине)
iäkäs – престарелый
vanhus – старик
herra – сэр, господин
При составлении урока были использованы материалы из:
Kieli käyttöön. Suomen kielen jatko-oppikirja, Marjukka Kenttälä
Ответы на упражнение предыдущего урока:
Упражнение 2
1. Suomessa on ilmasto, joka vaihtelee.
2. Ulkomailla asuu noin 330 000 henkilöä, jotka syntyivät Suomessa.
3. Paavo Nurmesta, joka voitti kolme kultamitalia Pariisin olympilaisissa 1924, tuli legenda.
4. Lumi, joka pysyy, sataa yleensä marraskuun lopulla.
5. Suomi kuluu pitkälle hyvinvointivaltioihin, joka kehittyi.
6. Informaatio, joka liittyy matkailuun, saa matkailu- ja matkatoimistoista.
Упражнение 3 1. Myyvä kalaa torilla vanha ukko on hyväntuulinen.
2. Kadonneet toissa päivänä metsään lapset löytyivät eilen illalla.
3. Osallistutko siihen huomenna alkavaan kurssiin?
4. Näetkö nuo nurmikolla jalkapalloa pelaavat pojat?
5. Odottineet satamassa laivaa taksit saivat paljon asiakkaita.
6. Ollut juonut alkoholia nuori mies yritti nousta bussiin.
Ответы на упражнения данного выпуска Вы найдете в следующем уроке.
e + i = i слова исконно финские
i + i = ei слова заимствованные
Но! ii + i = ii
только эта форма kallis –> kalliit
такой формы НЕТ kalliilla/kalleilla
kallis, kaunis, как в ед. так и во множ. числе имеют основу на I (Leila White, Suomen kielioppia ulkomaalaisille)
Опечатки в ответах к упражнению 2.
Люди я не могу разобраться с 2 слож.словами вот мется (лес) слогораздел по согласным т/с, а вот кисса(кошка) то же самое,по согласным раздел с/с вроде и там и там 2 сложное слово, но в 1 случае в множ.числе и ,во 2 случае ой метсисса , киссойлле Как их определять?
Смотрите на сами глассные в обоих слогах 🙂
В metsä — metsissä, потому что оно заканчивается на «ä», эта буква во множественном в двусложных словах всегда выпадает!
В kissa — kissoille другое правило, потому что оно кончается на «а». Если двусложное заканчивается на «а», надо смотреть на букву в первом слоге. Если в первом слоге «u» или «o», то «а» выпадает, как и в случае с «ä». А если «а», «e» или как в kissa «i», то образуется «oi».
А слогораздел тут непричем 🙂
И слова не сложные, а двусложные,вотЪ 🙂
Не понимаю почему мн.число от virhe-virheet,а в предложении «у меня есть ошибки» правильно virheita.?